Содержание номера
Кира Анатольевна Годованюк "Старт торговых переговоров США и Великобритании". Аналитическая записка №28, 2020 (№211).
В начале мая 2020 года в онлайн режиме начались переговоры между США и Великобританией по Соглашению о свободной торговле. Эта сделка, призванная укрепить «особые отношения» двух стран, может столкнуться с серьезным вызовом в виде американского протекционизма в рамках концепции America First. В то же время Кабинет Соединенного Королевства, ориентированный на самостоятельную торговую политику после брекзита, заинтересован безотлагательно продемонстрировать успехи нового курса. Компромиссом для обеих сторон могла бы стать мини-сделка, которая будет регулировать лишь частные вопросы двусторонней торговли, но станет имиджевым ходом для правительств двух стран.
Владислав Борисович Белов "Крупнейшая в послевоенной истории конъюнктурная программа правительства ФРГ". Аналитическая записка №27, 2020 (№210)
В начале июня 2020 года Коалиционный комитет правительства Германии одобрил крупнейшую в послевоенной истории программу мер конъюнктурной помощи экономике общим объёмом в 130 млрд евро. Её цель – не только вывести страну из экономического кризиса, обусловленного пандемией коронавируса, но и одновременно увеличить инвестиции в цифровую и энергетическую трансформацию – основу «двойного перехода» ЕС и ФРГ к «экономике будущего». Автор анализирует содержание пакета, эффективность предложенных мер, последствия для партийно-политических процессов и перспективу выхода немецкого народного хозяйства из кризиса.
Наталия Борисовна Кондратьева "Работа институтов ЕАЭС в условиях коронакризиса". Аналитическая записка №26, 2020 (№209)
Автор анализирует меры, принятые институтами ЕАЭС на начальной стадии борьбы с пандемией коронавируса. Выявлено стремление компенсировать меры по локализации пандемии шагами, направленными на либерализацию передвижения мобильных трудящихся и товаров целевого назначения, а также смещение торговых потоков внутрь группировки. Прогнозируется углубление интеграции: ограничение односторонних действий, проведение скоординированной политики, сохранение принципов организации внутреннего рынка, прежде всего, свободы передвижения факторов и результатов экономической деятельности.
Олег Валерьевич Охошин "Коронавирус в Соединенном Королевстве: взгляд на кельтские регионы". Аналитическая записка №25, 2020 (№208)
Пандемия COVID-19 стала серьезным испытанием для Соединенного Королевства. В начале мая 2020 года оно вышло на второе место в мире по количеству погибших от инфекции. Во многом это связано с тем, что правительство Б. Джонсона не сразу оценило масштаб угрозы и несвоевременно на неё отреагировало. Комитет по чрезвычайным ситуациям заявил, что страна готова к любому заболеванию, но 23 марта правительство все-таки было вынуждено объявить ограничительные меры, упустив время в борьбе с эпидемией. Регионы Соединенного Королевства серьезно подошли к защите здоровья своих жителей и на основе консультаций с центральной властью разработали меры по борьбе с пандемией и экономическим ущербом от неё.
Любовь Николаевна Шишелина "Последствия пандемии для центральноевропейской политики и экономики". Аналитическая записка №24, 2020 (№207)
В статье анализируются проблемы, возникшие в центральноевропейских странах на фоне борьбы с COVID-19. В большинстве случаев оппозиция не только подвергала критике меры, предпринимаемые правительствами, но и стремилась противодействовать им. Так произошло в Словакии, где не на пользу гражданам тормозились меры, намеченные еще предыдущим правительством. В Чехии оппозиция довела спор с министром здравоохранения до суда. В Польше жертвой пандемии стали выборы президента, когда правительство не смогло в отведенные сроки предложить внятного решения проблемы. В Венгрии на фоне критики жестких решений правительства, карантинные меры оказались гораздо либеральнее, чем в соседних странах. Тем не менее, в свете благоприятных показателей по заболеваемости вишеградские страны в начале мая объявили о начале выхода из карантина. Теперь, когда в принципе уже понятно, как бороться с возможным распространением вируса, внимание перенесено на меры по спасению экономик. Прогнозы Брюсселя неутешительны, население обеспокоено будущим, правительства дают щедрые обещания. Первые результаты должны быть заметны уже в третьем квартале этого года.
Сергей Матвеевич Фёдоров "Перспективы формирования «правительства национального единства» во Франции". Аналитическая записка №23, 2020 (№206)
Преодоление тяжёлых последствий пандемии коронавируса во Франции станет сложной задачей для руководства страны. Потребуется мобилизация и сплочение всего общества. В сложившихся условиях президент Макрон и его команда намерены разработать новый политический курс, который мог бы объединить все конструктивные силы страны. Активно обсуждается идея формирования «правительства национального единства». Автор рассматривает отношение различных политических сил страны к этой идее и оценивает перспективы её реализации.
Кира Анатольевна Годованюк "Соединенное Королевство между брекзитом и пандемией: международный аспект". Аналитическая записка №22, 2020 (№205)
Пандемия COVID-19 – не только испытание для внутренней политики, системы здравоохранения и тест на доверие населения к власти, но и причина значительных изменений в международной повестке. Брекзит ознаменовал новую страницу во внешней политике Великобритании, однако именно коронакризис ускорит разработку новой внешнеполитической стратегии страны. Автор анализирует позицию Лондона в отношении ключевых глобальных игроков. Сделан вывод, что Соединенное Королевство после пандемии будет встраиваться в новый мировой порядок с высокой степенью информационной конфронтации. Лондон ускорит выработку стратегии на китайском треке, а также может скорректировать степень влияния США на собственную внешнюю политику.
Владислав Борисович Белов "ФРГ: партийно-политическая жизнь в условиях пандемии". Аналитическая записка №21, 2020 (№204)
Скандальные выборы в ландтаг Тюрингии в начале февраля 2020 г., оказали существенное влияние на партийно-политические процессы Германии, в первую очередь, на народные партии, входящие в правительство «Большой коалиции». В марте внутрипартийные дискуссии отошли на второй план, уступив место объединению усилий всех политических сил в борьбе с пандемией коронавируса. ХДС/ХСС и СДПГ получили безоговорочную поддержку оппозиции в Бундестаге и Бундесрате, незамедлительно утвердивших правительственный пакет антикризисных мер. Но уже со второй половины апреля политическая конкуренция вновь стала набирать обороты, обозначив особенности федерализма Германии и начало неформальной кампании за места в будущем составе нижней палаты парламента ФРГ.
Михаил Владимирович Ведерников "Новое правительство Словакии: первый месяц в должности". Аналитическая записка №20, 2020 (№203)
Значительные внутриполитические события в Словакии весной 2020 г. проходят на фоне распространения коронавирусной инфекции и борьбы с ней. Перемены связаны с приходом к власти нового правительства во главе с И. Матовичем. Будучи непримиримым борцом со своими предшественниками, представителями партии «СМЕР – социальная демократия», новый премьер не ослабил набранный в ходе предвыборной кампании темп и продолжил использовать антисмеровскую риторику в своей деятельности. В условиях кризиса, как показывает анализ событий, такой подход контрпродуктивен. Более того, в новом коалиционном правительстве в первый месяц его функционирования наметились конфликтные ситуации и разногласия между членами.
Елена Владимировна Ананьева "Коронавирус в Британии". Аналитическая записка №19, 2020 (№202)
Правительство Британии в рамках борьбы с пандемией коронавируса первоначально придерживалось концепции «коллективного иммунитета». Однако в середине апреля, когда стало известно, что официальная статистика заболеваемости сильно занижена, а последствия для экономики серьезны, оно активизировало свою деятельность. Состояние системы здравоохранения стало вопросом национальной безопасности. Тем не менее, Лондон не намерен принимать участие в совместных с ЕС мерах по борьбе с коронавирусной инфекцией и продлевать переговоры с Брюсселем о будущих отношениях.
Белов Владислав Борисович "COVID-19 как зеркало цифровой трансформации Германии". Аналитическая записка №18, 2020 (№201)
Цифровая трансформация уже несколько лет является «больным ребёнком» правительства Германии. Несмотря на многочисленные инициативы, пакты, программы и мероприятия «Большой коалиции», находящейся у власти с декабря 2013 г., ФРГ по уровню дигитализации существенно уступает другим ведущим промышленным державам. Кризисные процессы, вызванные пандемией коронавируса, ещё сильнее обнажили существующие дефициты цифровизации во всех сферах экономики и политики Германии. В записке анализируется их актуальное состояние и перспективы дальнейшего развития, в т.ч. в контексте кооперации ФРГ и РФ.
Шиманская Ольга Константиновна "Государственно-церковные отношения (европейский опыт)". Аналитическая записка №17, 2020 (№200)
В статье даётся сравнительный анализ развития европейского и российского законодательства в части государственно-конфессиональных отношений и употребления сакральных понятий в преамбуле конституций некоторых стран Европы. Введение в законодательный оборот сакральных словоупотреблений артикулирует внимание законодателей и правоприменителей на исторически присущих Европе христианских ценностях. Основные модели государственно-конфессиональных отношений (идентификационная, отделительная и кооперационная), сложившиеся в современной Европе, постоянно корректируются в соответствии с общественными запросами (миграцией, общепопуляционным кризисом, вызванным коронавирусом).
Роман Николаевич Лункин "Православие в борьбе с коронавирусом и в оппозиции к власти". Аналитическая записка №16, 2020 (№199)
В статье проанализированы особенности реакции религиозных организаций на пандемию коронавируса и ее влияние на отношение церквей и власти. Основное внимание уделено позиции православных церквей, прежде всего, Русской православной церкви (РПЦ). Политика РПЦ представлена в широком международном контексте. В целом религиозные организации проявили лояльность к требованиям властей, но некоторые аспекты соблюдения карантина потребовали особых условий и подхода со стороны чиновников и верующих. Действия религиозных организаций в ходе коронакризиса показали их глубокую вовлеченность в социальное служение, способность к мобилизации ресурсов на помощь нуждающимся.
Петр Викторович Осколков "Популизм и корона: как пандемия влияет на правопопулистские партии Европы?" Аналитическая записка №15, 2020 (№198)
Пандемия COVID-19 – это серьёзный вызов не только для здоровья жителей ЕС и экономической сферы, но и для политического поля. Различные политические силы вырабатывают собственные стратегии поведения в условиях пандемии, успех которых во многом будет зависеть от дальнейшей кризисной динамики. Автор анализирует уже имеющийся эффект и возможные последствия распространения в мире коронавируса для правопопулистских партий Европейского союза: может ли популизм извлечь выгоду из сложившейся ситуации, пройти «тест на прочность» в кризисных условиях и реабилитироваться до очередных национальных выборов.
Ольга Юрьевна Потемкина "Европейский союз: ограничение передвижения граждан как средство борьбы с COVID-19". Аналитическая записка №14, 2020 (№197)
Автор анализирует три группы мер, предпринимаемых Брюсселем для борьбы с пандемией коронавируса COVID-19: восстановление контроля на внутренних границах, запрет на передвижение внутри ЕС и Шенгенской зоны; ограничение или запрет на пересечение внешних границ Евросоюза гражданами третьих стран. Изначально лидеры ЕС не намеревались вводить подобные меры и призвали государства-члены к координации действий лишь после того, как те стали вводить ограничения в одностороннем порядке. Законность вводимых запретов основана на ряде законодательных актов ЕС, но реализация предложенных мер на практике представляется весьма трудным делом.
Владислав Борисович Белов "Новая промышленная стратегия Евросоюза". Аналитическая записка №13, 2020 (№196)
10 марта 2020 года Еврокомиссия (ЕК) опубликовала три документа, формирующих представление о новой промышленной стратегии Евросоюза, призванной заменить прежнюю, принятую в мае 2017 г. Их лейтмотивом является повышение конкурентоспособности хозяйственно-политического пространства ЕС за счёт индустриального сектора в условиях так называемого «двойного перехода» – экологической и цифровой трансформации. Особое внимание ЕК уделяет суверенитету, промышленным экосистемам, новым альянсам, прорывным технологиям, роли малого и среднего бизнеса, а также устранению существующих препятствий для бизнеса на едином внутреннем рынке. Автор анализирует основные положения новой стратегии, оценивает их содержание и перспективы внедрения.
Людмила Олеговна Бабынина "Коронавирус: что может сделать и делает Европейский союз". Аналитическая записка №12, 2020 (№195)
Тяжелая ситуация с распространением коронавируса в Европе закономерно привела к целому ряду ответных мер со стороны национальных правительств. Во многих государствах ЕС стали звучать обвинения в бездействии в адрес общеевропейских органов власти. Однако, они не имеют под собой достаточных оснований, поскольку функции и возможности деятельности Евросоюза четко ограничены в основополагающем договоре ЕС. Автор анализирует, что именно и в каких областях может сделать и уже делает Евросоюз для борьбы с коронавирусом и его последствиями, где его действия наиболее эффективны, и к каким результатам привели односторонние меры государств-членов.
Любовь Николаевна Шишелина "Вишеградские страны: ответственность государства в борьбе с пандемией". Аналитическая записка №11, 2020 (№194)
В статье анализируются особенности подхода стран Вишеградской группы к борьбе с глобальной пандемией COVID-19. Прослеживается их очевидно отличная от общеевропейской мобилизационная стратегия, свидетельствующая о большой ответственности сравнительно молодых членов Европейского союза за свое население. Тем не менее, на фоне охваченных пандемией и погруженных в борьбу с ней поодиночке Германии, Франции, Италии, Испании и других «ядрообразующих» стран ЕС, решительный подход правительств в Будапеште, Варшаве, Праге и Братиславе становится в ряде случаев основой для критики со стороны как Брюссельского истэблишмента в целом, так и ответственных лиц ряда стран. Возможно, столь решительному стремлению закрыться от «невидимой миграции» инфекции способствует накопленный Вишеградскими странами опыт борьбы с неконтролируемой миграцией.
Роман Николаевич Лункин "Будущее европейской идентичности на фоне коронакризиса". Аналитическая записка №10, 2020 (№193)
В статье проанализированы возможные последствия пандемии коронакризиса для европейской идентичности. Борьба с распространением вируса косвенно обострила проблемы солидарности, национального суверенитета, восприятия национальных традиций, культуры и религии. Трансформация, по мнению автора, коснется отношения к политкорректности, политики идентичности и прав меньшинств, будут пересмотрены ценности глобализации в сторону большей роли национальных интересов каждой страны. Сделан вывод, что европейская солидарность будет активно развиваться на уровне диалога между странами и между обычными людьми, а тема борьбы с коронавирусом войдет в историческую память европейцев.